Ассоциация СРО "Содружество Строителей" и Союз строительных объединений и организаций провели круглый стол посвященный актуальными вопросам саморегулирования

Ассоциация СРО "Содружество Строителей" и Союз строительных объединений и организаций провели круглый стол посвященный актуальными вопросам саморегулирования
16/02/2018
В рамках подготовки к XVIII практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Ассоциация СРО "Содружество Строителей" и Союз строительных объединений и организаций провели круглый стол, посвященный актуальным вопросам саморегулирования. 
Основные темы для обсуждения: 
  1. необходимость членства в СРО заказчика строительства, выполняющего отдельные функции технического заказчика;
  2. проблемы осуществления контроля СРО за исполнением договорных обязательств в условиях расширения применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

!_DSC2101.jpg

В заседании круглого стола приняли участие более 30 человек, в том числе: президент Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Сергей Жаков, генеральный директор Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Борис Жихаревич, технический директор СРО Союз «Строители Петербурга», исполнительный директор ССОО, вице-президент Российского союза строителей по Северо-Западу Олег Бритов, адвокат Сергей Бабелюк, представители саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга.

С основными докладами выступили заместитель генерального директора Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Сергей Сериков и руководитель управления по работе с партнерами Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Андрей Куминов. 
Строительное сообщество Санкт-Петербурга представляли сотрудники компании ООО «Эльба», ООО «Меридиан», ООО «Ломоносовская строительная компания», Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и другие. 

В докладах по первому вопросу круглого стола участники заседания отмечали что в настоящее время существует правовая позиция, заключающая в том, что лицо, выполняющее функции технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций всех соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится выполняемая часть таких функций. Иной субъект права, если он не является членом соответствующей саморегулируемой организации, не вправе самостоятельно от своего имени заключать договор строительного подряда (на подготовку проектной документации, проведение изысканий). От имени такого лица вышеназванные договоры вправе заключать только лицо, являющееся членом соответствующей саморегулируемой организации и выполняющее функции технического заказчика. 


_DSC2152.JPG

Вместе с тем, участники заседания заметили, что в настоящее время отсутствуют сведения о наличии правовой позиции, связанной с урегулированием неопределённости в части обязательного членства юридического лица, являющегося лицом, уполномоченным застройщиком одновременно заключать от его имени договоров: а) о выполнении инженерных изысканий;  б) о подготовке проектной документации; в) о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, сразу трех саморегулируемых организаций соответствующего вида, в связи с чем, присутствующие решили направить обращение в адрес Минстроя России с просьбой представить правовую позицию государственного органа по данному вопросу. 

Повышенное внимание участников заседания вызвал второй вопрос, обсуждение которого инициировал президент Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Сергей Жаков. Проблемы осуществления контроля СРО за исполнением договорных обязательств в условиях применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до этого широко не обсуждались. Детальный разбор этой темы представил советник генерального директора Ассоциации СРО «Содружество Строителей» адвокат Сергей Бабелюк. Так, согласно ч. 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, с 1 июля 2017 года саморегулируемые организации несут ответственность за выполнение договоров, заключенных членами СРО с использованием конкурентных способов. Отслеживать участие членов СРО в «госзакупках» и условия заключенных контрактов саморегулируемым организациям рекомендовано по данным открытого источника – Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

_DSC2127.JPG


Однако Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2017 года № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» вывело из открытого доступа сведения об аукционах, организованных целым рядом заказчиков. Теперь информация о заключенных договорах со структурами Минобороны, ФСБ, Службы внешней разведки должна размещаться в реестре контрактов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну. Сведения о банковских гарантиях также подлежат включению в закрытый реестр, а сам аукцион может проводиться только с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа. Еще одно Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2017 года № 1428 приостанавливает действие подпунктов «е» и «к» п. 2 Правил ведения реестра договоров. Иными словами, оно исключает из реестра сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) и информацию о договорах с субподрядчиком. Оба документа действуют до 1 июля 2018 года, но вероятность продление таких ограничений, по оценкам экспертов, высока. 

Таким образом из зоны видимости строительных СРО выпадают договоры на очень значительную сумму. Например, Минобороны в 2017 году намеревалось потратить на капитальное строительство военных объектов разного назначения, в том числе социальные, более 118 млрд рублей, а годом ранее отчиталось о строительстве более 2,5 тыс. зданий и сооружений разного назначения общей площадью 2,7 млн кв. м. 

Очевидно, что обсуждаемые проблемы актуальны для многих саморегулируемых организаций, реально занимающихся выполнением возложенных на них законодательством функций по контролю, и требуют скорейшего прояснения.
«Мы, а значит и многие члены СРО, рискуем понести серьезные издержки в случае невыполнения объекта в срок членом СРО, - пояснил модератор круглого стола Сергей Жаков. - Госзаказчик может обратиться в суд, чтобы взыскать неустойку с подрядчика, а СРО вынуждена будет отвечать за ненадлежащее выполнение договора частью компенсационного фонда ОДО – до 25% его объема. Получается, что мы будет отвечать за договоры, которые не можем контролировать и о которых можем ничего и не знать».

_DSC2106.JPG

В результате обсуждения участники круглого стола решили: 
1. Обратиться в Минстрой России для выяснения правовой позиции о необходимости членства технического заказчика, осуществляющего только функции по заключению от имени застройщика договоров о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, одновременно в саморегулируемых организациях всех трёх видов: 
а) инженерных изысканий; 
б) архитектурно-строительного проектирования; 
в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Обратиться в Минстрой России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ с предложением по подготовке и внесению изменений в Градостроительный кодекс в части корректировки субсидиарной ответственности саморегулируемой организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора с отдельными видами заказчиков, речь о которых идёт в Постановлениях Правительства РФ №1428, №1429 от 27.11.2017, а также исполнение (ненадлежащее исполнение) такими членами функций технического заказчика в соответствии с пунктом 1 частей 1 и 2 статьи 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3. Обратиться к члену Экспертного Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере С.Н. Бабелюку с предложением внести в повестку дня для рассмотрения на заседании Экспертного Совета НОСТРОЙ вопрос возможности осуществления контроля СРО за исполнением договорных обязательств в условиях применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и несения субсидиарной ответственности СРО.

Обсуждение будет продолжено на конференции «Развитие строительного комплекса СПб и ЛО» 29 марта. Приглашаем строительное сообщество направлять  дополнения и уточнения в проект резолюции конференции по адресу ssoo@stroysoyuz.ru.

Дата размещения информации: 01.09.2014 Последнее обновление: 16.02.2018 13:24