Изменения в госзакупках - 2020: что вступило в силу с 01.07.2020, и что планируется к принятию

Изменения в госзакупках - 2020: что вступило в силу с 01.07.2020, и что планируется к принятию
06/07/2020

Ранее (об этом можно прочитать здесь: https://sodstr.ru/newsportal/novosti/goszakupki-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa/) мы уже рассказывали об основных изменениях в законодательстве в области закупок для государственных и муниципальных нужд, необходимость принятия которых, в первую очередь, была обусловлена особенностями осуществления экономической деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. 
Между тем, с 1 июля 2020 года вступил в силу новый блок поправок в законодательство о госзакупках, который ниже рассмотрим подробнее:
1. В соответствии с нормами части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ), размер обеспечения исполнения контракта, устанавливаемое заказчиком, составляет от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 той же статьи. При этом, если:
  1. предусмотрен аванс, размер обеспечения устанавливается не менее чем в размере аванса;
  2. аванс превышает тридцать процентов НМЦ, размер обеспечения равен авансу;
  3. расчеты по авансу подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения устанавливается заказчиком от НМЦ, уменьшенной на размер аванса.

2. Теперь заказчик вправе (а не обязан) установить требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона 44-ФЗ (часть 2.2 статьи 96 Закона 44-ФЗ). Указанная норма по соглашению сторон применяется к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020. 

3. Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся с 01.07.2020 осуществляется согласно требованиям, определенным частью 5 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В частности, установлена необходимость согласования контракта с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также следует отметить, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, благодаря новым функциональным возможностям участники закупок теперь в онлайн-режиме могут отслеживать включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах, проверять наличие в реестре гарантий, выданных под обеспечение исполнение контракта или гарантийных обязательств (отсутствие информации о банковской гарантии в реестре является основанием для отказа в принятии гарантии заказчиком).

Немаловажными являются также изменения, определенные Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 890-р». В частности, 
  • Из Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 исключили особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. При этом включили, в том числе, линейные объекты, объекты культурного наследия, контракты жизненного цикла, предусматривающие проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
  • Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 в части требования к наличию опыта исполнения контрактов с трёх до пяти лет; требования к стоимости исполненного контракта (не менее 30 % НМЦ) на право заключить который проводится закупка, если НМЦ контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей; установления критериев разграничения контрактов в зависимости от обеспечения федеральных нужд (более 10 млн. рублей), а также региональных и муниципальных нужд (5 млн. рублей).
Данные изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 29.06.2020).

Кроме того, данным актом с 01.09.2020 из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р исключаются: 41 - здания и работы по возведению зданий; 42 - сооружения и строительные работы в области гражданского строительства; 43 - работы строительные специализированные. 

Теперь отметим некоторые новеллы, которые пока не нашли, но в ближайшем будущем могут найти свое отражение в госзакупках. 

Основные из них определены законопроектом об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок, внесенным Минфином России в Правительство Российской Федерации, о чем сообщил пресс-центр министерства 1 июня. Согласно информации официального сайта Минфина России, а также размещенного на нем проекта законодательного акта, предусматриваются такие изменения, как: 
  • сокращение количества способов закупок с 11 до 3: конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме;
  • перенос этапа подачи ценовых предложений в начало процедуры при проведении аукциона и допуск к участию в торгах участников закупки до рассмотрения их заявок заказчиком на предмет соответствия требованиям заказчика в отношении закупаемого товара, работы, услуги;
  • вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», а также региональными гарантийными организациями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • планируется допуск к закупкам только тех участников, которые ранее исполнили контракты в размере не менее 20 % от стоимости будущей закупки;
  • проведение конкурса на строительство с упрощенной заявкой на участие в таких закупках (без установления требований к детальному описанию используемых оборудования и строительных материалов при наличии проектно-сметной документации);
  • установления минимального размера обеспечения исполнения контракта - не менее 10 процентов от НМЦ;
  • оформление исполнения контракта, приемки, актирования, расторжения контракта, обжалования в электронной форме;
  • введение права поставщика на обжалование решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ФАС России. При этом предусматривается увеличение срока вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта до 15 дней;
  • ужесточение субъектного состава лиц, являющихся заявителями по жалобам: обязательное условие при обжаловании закупок - затронуты права и законные интересы заявителя;
  • установление возможности обжалования действий банков и региональных гарантийных организаций при предоставлении последними обеспечения, а также в рамках предусмотренных законом требований к ведению специальных счетов;
  • вводится рейтинг деловой репутации участника закупки, предусматривающий совокупную оценку опыта участника закупки, формируемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе информации и документов об исполнении таким участником закупки контрактов, договоров.

По традиции, в заключении каждой статьи, мы напоминаем, что по любым вопросам юридического характера можно обращаться в юридический отдел Ассоциации СРО «Содружество Строителей» по адресу электронной почты jurotdel@sodstr.ru.














Дата размещения информации: 01.09.2014 Последнее обновление: 06.07.2020 16:19